Транспортные работы

Транспортирование глинистых отложений гидросмывом осуществляется в настоящее время на строительстве Черниговского карьера. Этот, несомненно, более экономичный способ транспортирования грунта в отвал найдет широкое распространение при строительстве карьеров в Кузбассе, особенно в районах с равнинным и всхолмленным рельефом местности.

На строительстве карьеров в Томусинском районе с сильно пересеченным рельефом, где крайне затруднена подача воды из единственного источника ее — реки Томи, да и очистка воды, имея в виду, что река Томь является важнейшей базой водоснабжения многих городов Кузбасса, является трудной задачей, при производстве работ по вскрыше наносов транспортирование породы будет производиться автотранспортом.

До начала 1950 г. транспортирование породы автотранспортом осуществлялось в автосамосвалах грузоподъемностью до 3 г, а в настоящее время автомашинами МАЗ-205 и ЯАЗ-210Е. Расстояние пробега для вывозки основной массы грунта определяется в большинстве случаев проектом строительства карьеров, в котором учитывается распределение грунта в полезные насыпи и в отвалы.

В отдельных случаях, в частности на строительстве Томусинских карьеров, проектные расстояния пробега автомашин удавалось сокращать. При разгрузке автомашин в отвалы, как показал опыт работы, необходимо на один работающий экскаватор иметь на отвале один бульдозер, а при разгрузке в насыпи на каждую точку разгрузки нужно иметь по одному бульдозеру.

При этом число точек разгрузки необходимо иметь при высоте насыпи 4 ж не менее трех и не более четырех на один экскаватор. Следует отметить, что при отсыпке насыпей в Томусинском районе во избежание сползаний их в летнее время бульдозерами предварительно производят нарезку уступов.

В зимнее время к кузову автомашин пристраивается второе днище и в зазор между заводским и местным днищами направляется отработанный газ для подогрева кузова.

Устройство подогрева в кузове в заводских условиях было гораздо экономичнее.