Опыты по исследованию производственных факторов

В жестких растворах движение частиц вяжущего к абсорбирующей поверхности камней прекращается быстрее, чем в пластичных растворах, где величина внутреннего трения меньше. Поэтому в сейсмических районах не следует применять растворы без добавок пластификаторов (глины, извести). Опыты по исследованию влияния консистенции раствора привели к выводу, что оптимальная консистенция зависит от структурных свойств камня и, в первую очередь, от скорости его водопоглощения.

При недостаточном количестве воды и высоком водопоглощении камня происходит резкое обезвоживание слоя малоподвижного вязкого раствора, вследствие чего частицы раствора не проникают в углубления на поверхности камня, что снижает прочность сцепления. Если камень имеет плотную структуру и обладает малой влагоемкостью, образование водяной пленки на его поверхности снижает прочность сцепления с раствором.

Опыты, проведенные в 1949 году в ЦНИПС (С. А. Семенцов), обнаружили, однако, что при чрезмерной пластичности раствора сцепление его с камнями уменьшается.

Вероятно, в этом случае отрицательное действие оказывает значительная усадка раствора.

Можно рекомендовать поэтому до постановки более детального исследования этого явления ограничить количество вяжущего в растворе отношением 1 : 3,5, т. е. принимать при подборе составов растворов отношение суммы объемов вяжущих (цемент в порошке и известь или глина в тесте) к объему песка, не больше указанной величины. Вместе с тем необходимо ограничить максимальный расход цемента величиной 300 кг на 1 м3 песка.

Таким образом, как жесткость, так и чрезмерная пластичность раствора снижают величину сцепления. Опыты с кирпичной кладкой приводят к выводу, что практически раствор оптимальной консистенции должен иметь осадку конуса СтройЦНИЛ 8-10 см. При повышении или понижении этого значения прочность сцепления уменьшается.

Однако для очень влагоемких камней, например Мягких пород известняков (ракушечники), дальнейшее увеличение количества воды в растворе может привести и к увеличению прочности сцепления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *